Статьи и книги

Как появляется Тень? (статья из книги Роберта Джонсона)

      Все люди рождаются цельными личностями и, надеюсь, цельными они и умирают. Но в самом начале жизненного пути мы съедаем замечательный плод Древа Познания, и тогда все, что нас окружает, разделяется на хорошее и плохое. Так начинает формироваться наша Тень: мы «разделяемся» и становимся сложнее. Приобщаясь к культуре, мы делим особенности на­шей сущности, данные Богом, на те, которые общество одобряет, и те, которые нужно скрывать. Этот процесс очень важен и очень нужен: без такого отделения добра от зла нельзя научиться культурному поведению.


      Но черты характера, которые мы в себе отвергаем, не исчезают бесследно; они скапливаются в потайных местах нашей личности. Если они скрываются там достаточно долго, то у них начинается самостоятельная жизнь - жизнь Тени. Тень - это сущность, которую человек не осознает и не обращает на нее внимания. Зачастую наполнение энергией нашей Тени ничуть не меньше, чем у нашего Эго. Если в Тени накапливается больше энергии, чем в Эго, то либо ее энергия прорывается с бешеной яростью, либо мы помимо своей воли совершаем разные неблагоразумные поступки, либо у нас начинается депрессию, либо с нами происходят не­ приятные вещи, имеющие некий свой, непонятный нам смысл. Тень становится чудовищем, которое заняло наш психологический дом.


      Самое выдающееся достижение человечества, процесс цивилизации, представляет собой отчуждение черт нашего характера, противоречащих нашим идеалам. Не пройдя этот процесс, человек остается «примитивным» и не может найти свое место в развитом обществе. Мы рождаемся цельными, но культура так или иначе требует от нас, чтобы развивалась лишь часть нашей сущности, и мы отказались от остальной части своего наследия. Свою сущность мы разделяем на Эго и Тень, потому что в соответствии с требованиями культуры у нас существуют определенные правила поведения. Так мы расплачиваемся за то, что в райском саду съели плод Древа Познания. Культура лишает нас «простоты», вместо нее наделяя нас более сложной и более изощренной силой. Кто-то может сказать, что детей не следовало бы слишком рано вовлекать в процесс «культурного разделения», ибо таким образом у них крадут детство. Их следует оставить в райском саду, пока они, как следует, не окрепнут, чтобы участвовать в культурном процессе и не сломаться. Так как разные люди взрослеют с разной скоростью, нужно внимательно отслеживать развитие детей, чтобы понять, насколько они уже готовы жить в современном обществе.


      Поразительно видеть, как некоторые позитивные черты человеческого характера превращаются в Тень. Как правило, обычные черты относятся к норме. Все, что ниже нормы относится к Тени. Но и все, превышающее норму, тоже попадает в Тень! Некоторые самые драгоценные качества нашей сущности скрываются в Тень, так как не находят места во всеобщем уравнительном процессе, называемым культурой. Любопытно, что с позитивными сторонами своей Тени люди борются гораздо сильнее, чем с темными. Они довольно легко могут достать из шкафа скелет, но боятся овладеть золотом Тени. Ощущение внутреннего благородства потрясает гораздо больше, чем осознание своей никчемности. Разумеется, человеку присуще и то, и другое, но он не может выявить в себе одновременно оба этих качества. «Золото» связано с нашим высшим призванием, а на некоторых этапах жизни призвание можно принять с большим трудом. Не обращать внимания на «золото» столь же вредно, как и на темные стороны души. Некоторые люди могут испытать потрясение или просто заболеть, пока не сумеют извлечь на поверхность свое скрытое «золото». Безусловно, такое интенсивное переживание может оказаться нам необходимым, чтобы увидеть, что существенная часть нашей сущности оказывается подавленной или просто не находит себе применения. В первобытных племенах шаманы и целители часто сами заражают себя болезнями, чтобы получить бесценный опыт исцеления сначала самих себя, а затем перенести его на соплеменников. Зачастую мы сами используем такой образ раненого целителя, научившегося лечить себя, и в его переживаниях находим «золото». Независимо от того, с чего мы начали, и какие культурные традиции унаследовали, в зрелом возрасте у нас явно выражены Эго и Тень, система понятий «правильно­ неправильно», похожая на «качели» - перекладину, концы которой по очереди поднимаются и опускаются. Религия занимается восстановлением целостности личности. Ее цель заключается в восстановлении разрушенных связей, исцелении ран, нанесенных культурным отбором. Нам крайне важно участвовать в культурном процессе, чтобы выйти из животного состояния. Кроме того, это нам нужно, чтобы выполнить свое духовное предназначение: вновь соединить в одно целое наш распавшийся, разобщенный мир. Человек должен покинуть райский сад, но вместе с тем он должен возродить небесный Иерусалим.


      Теперь ясно, что нам нужно создать Тень - без нее культура существовать не сможет. Затем нам нужно восстановить целостность личности, утраченной при знакомстве с культурными идеалами, иначе нам придется жить в состоянии внутренней разобщенности, которое в процессе нашего развития ощущается все более и более болезненно. Как правило, первую половину жизни человек отдает на откуп культурному процессу - накоплению опыта, приобретению навыков, созданию семьи и заботе о ней, а также всевозможному самообучению. Вторую половину жизни он занимается восстановлением целостности (освящением) личности. Кто-то может возразить, что такое движение по кругу лишено смысла, если не принимать во внимание, что в конце жизни целостность становится осознанной, тогда как в ее начале она была по-детски бессознательной. Такая эволюция личности, несмотря на внешнюю бессмысленность, стоит всех пережитых болей и страданий.


Роберт Джонсон

"Глубинные аспекты человеческой психики. Как овладеть своей Тенью"